среда, 16 февраля 2011 г.

Перенос и сопротивление (III).

Следуя логике означающего мы двигаемся вперед, и переходим ко второй части Первого Семинара. Однако, у меня появилось желание бросить взгляд на пройденные шесть глав и что-нибудь сказать, прощаясь с ними до следующего раза. Что же хочется выделить сегодня, о чем сказать?

О сопротивлении. И прежде всего, отметить, что функция Эго, которая заключается в непризнавании, это опора, фундамент сопротивления. Таким образом, нужно не укреплять Эго, как это декларирует эго-психология, а наоборот, ослаблять его, поскольку оно и без того достаточно сильно и ригидно. Именно Эго не позволяет признать субъекту истину о себе. В то же время, на сеансе присутствуют два Эго. Аналитик и анализант. И аналитик должен отказаться от своего Эго, от всех своих установок и привычек и мнений. Аналитик должен, по совету Лакана, «в своей политике ориентироваться лучше на нехватку бытия, нежели на свое бытие» (Écrits 589). Аналитик, это скорее, зеркало, которое должно возвращать анализанту его проекции, осознавание которых ведет к истине о себе самом. Анализ, как известно, не может быть бесплатным. Так вот, он не проходит бесплатно и для аналитика. Аналитик в аналитической ситуации платит своей личностью. Однако, аналитик без Эго слишком идеальная ситуация чтобы существовать в реальности. Аналитик также может поддаться тревоге, пойти на поводу у своих чувств. Пациент ведь испытывает некие чувства, а чувства всегда взаимны. Не в том смысле, что мы испытываем аналогичные чувства, но вряд ли можем остаться равнодушным, и когда некто преисполнен чувств и переживаний в наш адрес. Вся эта мишура чувств называется в эго-психологии контр-трансфером и анализируется. Но что может дать анализ воображаемого? Только его раздувание до неимоверных границ. Погрязание в воображаемом это движение, которое противоположно направлению лечения в психоанализе. Это потеря самой сути фрейдовского учения. Именно поэтому на повестке дня лозунг «назад к Фрейду».

И не в последнюю очередь стоит задача определится с Эго. Мы можем сказать, что эго это форпост, это агент сопротивления. Но что же сопротивляется? Фрейд говорит о патогенном травматическом ядре и о сопротивлении, которое мы обнаруживаем тем больше, чем ближе приближаемся к этому ядру. Травматическое ядро Фрейда это встреча с Реальным. Реальное Лакан определял как невозможное, как то, что лежит по ту сторону нашего привычного мира, созданного переплетением символического и воображаемого. Лакан говорит: «сопротивление является уклонением дискурса при приближении к данному ядру».

Таким образом, мы можем сказать, что сопротивляется в психоанализе Реальное, которое противится символизации. Уже не субъект сопротивляется, но нечто лежащее в основе психоаналитической практики. Психоанализ сталкивает субъекта с феноменом, который сопротивляется облачению в символы. Это сопротивление выматывает обоих участников аналитического процесса. Столкновение с Реальным дает тревогу, и привычный способ защиты от нее выходит на сцену под именем переноса. Этот привычный способ конституировать свои объекты, привычный способ взаимодействия со своим объектом становится пробкой в аналитической терапии, пробкой закрывающей фонтан полной речи. И пациент умолкает. Но не может молчать аналитик. Вернее, молчать он может, но оставаться безучастным не может. Он должен делать свою работу. Его дело отворять доступ полной речи, речи, говоря словами Хайдеггера, «отпускающей в бытие».

3 комментария:

  1. Дорогие коллеги, должен признать что мои сообщения иногда может быть затруднительно комментировать. Но не в этом случае. В тексте Перенос и сопротивление -3 очень много свободных мест. И я предлагаю вам эти пустоты заполнить. Или как минимум их отметить.

    ОтветитьУдалить
  2. Символическое прошивает воображаемое. При этом пустую речь стоит относить к цепочке означающих "собственное я - другой - воображаемое", а полную речь к "субъект речи - Другой-символическое". Но как отличить эти две речи "технически"? Когда оговариваешься на сеансе - это момент полной речи? А потом в страхе начинаешь защищаться, -это ее продолжение? Если сравнивать психотика и невротика, у них и "пустые", и "полные речи" разные? ( Каждый клинический случай индивидуален, но тем не менее)

    ОтветитьУдалить
  3. только сформулировала вопрос и тут же вспомнила о point de capiton.

    ОтветитьУдалить