воскресенье, 6 февраля 2011 г.

Философское замечание.

Неоспоримый факт: Лакан интересует философов. Настолько, что они легко записывают его в свои ряды (скажем, книга «Жак Лакан. Фигура философа», которую преподнес нам в 2010 году человек со звучной фамилией Дьяков), или так же легко навешивают ему ярлыки. Гегельянец, хайдеггерианец, марксист, сартрианец – что только мы не можем прочитать о Лакане, фигура которого и по сей день будоражит лучшие умы человечества. В разные периоды своего учения Лакан опирался на различные философские концепты, не будучи при этом профессиональным философом. Кроме того, для каждого человека Лакан означает что-то свое, что-то близкое и интимное. Однако нам, изучающим психоанализ, необходимо разобраться в этой путанице, и я хочу начать прояснять для себя этот вопрос, опираясь на Жака-Алена Миллера.

Начнем с начала. Лакан получил образование в католическом колледже Святого Станисла, где преподавали иезуиты и где он выучил латинский и древнегреческий языки и получил подготовку по религиозным вопросам. Несомненно, что Лакан прекрасно разбирался в вопросах религии. Но не только. Так в пятой главе Первого семинара мы встречаем Жана Ипполита, который регулярно посещает семинар и который комментирует “Die Verneinung” Фрейда. Жан Ипполит это известный философом, переводчик “Феноменологии духа” Гегеля, друг Сартра.

Часто можно услышать или прочитать, что до 1953 годя Лакан был экзистенциалистом. «Возможно», - говорит нам Жак-Ален Миллер – «но он определенно не был сартрианцем». Точно то, что изначально по своим убеждениям Лакан был феноменологом. Он был психиатром и придерживался феноменологии в ориентации Гуссерля, привнесенной в психиатрию Карлом Ясперсом. Феноменология это антиобъективизм и Лакан перенес принципы феноменологии на бессознательное. Он представлял бессознательное как то, что связано с субъектом, который является нехваткой бытия. «Однако в 1953 году Лакан сумел обнаружить точку конвергенции феноменологии и структурализма». … «1953 не был годом, когда он оставил экзистенциализм/ феноменологию в пользу структурализма, но скорее это было время, когда он сопрягал одно с другим. “Функция и поле” представляет собой их сопряжение. Можно сказать, что в то время лакановская теория речи была экзистенциалистской и феноменологической, тогда как его теория языка была структуралистской. Лакан ссылается на Гуссерля (а также Хайдеггера, Сартра и Мерло-Понти) и Гегеля, с одной стороны, и Соссюра, Якобсона и Леви-Строса, с другой.»

Структуралисты, были нужны Лакану чтобы открыть законы смысла. Смысл для психоанализа имеет основополагающее значение. В анализе мы всегда реконструируем смысл события в жизни пациента и анализируем, почему он придал тот или иной смысл тому или иному событию. Во введении к Первому Семинару Лакан пишет: “Наша задача – заново ввести регистр смысла, регистр, который и сам нужно поместить на подобающей ему уровень”. С самого начала своей деятельности Лакан искал смысл. Уже в его диссертации мы видим, что он искал смысл, логику в безумии, в речи своей пациентки. Позднее Лакан определит способ образования смысла, или означаемого, через комбинацию означающих. Он выделит две формы, две комбинации, два способа – это метонимия и метафора.

В работах Леви-Стросса, Якобсона и Соссюра Лакану нашел то, что он искал: законы смысла. «Некоторые аспекты экзистенциализма вступали в абсолютное противоречие со структурализмом, но Лакану удалось согласовать между собой те и другие. Структурализм научил его, что гуссерлианская попытка описать чью-либо непосредственную интуицию мира – через ощущения собственного тела, или бытия в перспективе - была иллюзорной, поскольку язык всегда уже был там. Таким образом, Лакан отверг феноменологическую иллюзию непосредственности и понял, что вопрос о происхождении языка не был научным, поскольку само понятие структуры делало поиск того, что было вначале, бессмысленным. В некотором смысле, не существует происхождения структуры: мы можем помыслить только то, когда язык уже есть. Язык является порядком (это ссылка на соссюровскую идею о символическом порядке), то есть это некое целое, составленное из взаимосвязанных элементов. Этот дифференциальный порядок следует представлять как целое, в котором различные элементы являются взаимосвязанными и ни один из них не является абсолютным. Каково минимальное количество элементов в таком порядке? Минимальный порядок состоит из двух взаимосвязанных элементом. После длительных раздумий Лакан приходит к представлению о том, что S1 и S2 являются конституирующими элементами минимального структурного порядка». …


«Мы видим, что Лакана интересует не сознание, а субъект смысла. Он принимает представление Гегеля о том, что субъект смысла всегда связан с другим. Для того чтобы быть самим собой, я должен признавать другого человека, который признает меня. Это дает нам ключ к тому, как Лакан понимает отношения субъекта к Другому. Сквозной темой всего I, воплощенной в схеме L, является различение между отношениями субъекта как субъекта смысла и Другим, с одной стороны, и отношениями, характеризующими стадию зеркала, между субъектом и его собственным образом, с другой (Écrits, p.193)».

Таким образом, основной темой Первого Семинара является различение, разделение, разведение символического и воображаемого.

4 комментария:

  1. Перечитал собранный текст и подумал, что теперь совсем не понятно, что представляет из себя бессознательное. Что это такое?!

    ОтветитьУдалить
  2. В тексте Жака-Алэна Миллера "MARGINALIA TO ‘CONSTRUCTIONS IN ANALYSIS’, который посвящен комментарию поздней работы Фрейда "Конструкции в анализе", есть следующий фрагмент: "В тексте, который оказал огромное влияние на Лакана, Леви-Стросс сказал: "бессознательное пусто". Когда Лакан пишет о перечеркнутом субъекте, в действительности, он описывает бессознательное как пустое.Это, без сомнения, очень разные вещи - думать о бессознательном как о пустом или думать о нем как о наполненном . Да, есть нечто"записанное" для каждого субъекта, есть постоянный способ отвечать, но это не является содержанием бессознательного". Упомянута ссылка на Х главу "Структурной антропологии" Леви Стросса. Эта цитата из Ж.-А. Миллера, действительно, заставляет задуматься, поскольку тексты Фрейда говорят о бессознательных мыслях, представлениях и т.п. Так что же такое бессознательное?

    ОтветитьУдалить
  3. описывая бессознательное как котел влечений ли как некий текст требующий дешифровки, как это делал Фрейд, мы, несомненно, имеем дело с наполненным бсз. можно даже дойти до утверждения, что это бессознательное приближается к вытесненному. однако, Лакан использует понятие субъекта, субъекта смысла. и этот субъект наполненности не имеет.это скорее разрыв, это провал, это промежуток. скажем между двумя означающими. и таким образом, субъект это некая переменная, некий Х.
    я думаю, что то, что ты пишешь и вопрошаешь касается прежде всего двух измерений психоанализа - бессознательного доступного дешифровке и фантазма.
    субъект который есть пустое место это прежде всего место в фантазме. полнота набитая тем, что вытеснено - образование бессознательного. фантазм прикрывает собой реальное и соответственно, объект а имеет измерение как воображаемое так и реальное. а бессознательное имеет структуру, структуру означающего. и оно не пусто. оно представляет собой поле для работы субъекта.

    ОтветитьУдалить
  4. Итак, мы завершили первое прочтение первой части первого Семинара, его первых шести глав. Это испытание и мы прошли, выдержали, вынесли это испытание с честью. Но что именно мы вынесли?
    О вынесенном можно много говорить и писать - надежду дает здесь количество вопросов на наших встречах. Хочу выделить один вопрос, направленный в самый центр, в самое ядро проблемы. Это вопрос к утверждению - "Функция Эго - непризнавание", и он звучит: "что именно не признает, отклоняет, отбрасывает Эго"? Ответ, который был конституирован на нашем собрании: Я Эго не признает истину. Истину о субъекте. И эту истину психоанализ призван вернуть на причитающееся ей место. Что, однако происходит ценой усилий. Усилий направленных на преодоления сопротивления, которое основывается на основной функции Я.
    Как не вспомнить утверждение, что "всяк слово человеческое есть лож". Не правда ли, истинное утверждение? Да, но в какой момент? - Мы уже знаем, что истина относительна. Рискну предположить, что это утверждение являлось истинным только до появления психоанализа.

    ОтветитьУдалить