воскресенье, 16 января 2011 г.

Горизонт: симптом и синтом.

Итак, Первый Семинар - 1953 год и первый из десяти семинаров, которые выстроены вокруг текстов Фрейда, и которые будут иметь место в госпитале Святой Анны. Лакан выбирает для своего первого семинара работы Фрейда по технике психоанализа, к которым он добавляет «Введение в нарциссизм». Первый семинар продолжает инаугурационное выступление «Функция и поле языка и речи в психоанализе» и его основная задача - конструирование теории переноса и окончания лечения, которые бы соответствовали тезису «бессознательное структурировано как язык». Жак-Ален Миллер отмечает, что Лакан как бы отвечает на вопрос: «какая психоаналитическая техника может быть выведена из тезиса: бессознательное структурировано как язык». Этот тезис
– отправная точка Лакан, которая долгое время будет оставаться опорой в его работе. Возвращение речи и языка на полагающиеся им позиции - основы и инструмента аналитической практики, составило основу идеи «назад к Фрейду». Этот акт вынужденный - в тот период (оставим ситуацию сегодняшнего дня вопросом) чтение Фреда в среде аналитиков не популярно, и Лакан выступает его адвокатом. Подобная позиция определяет то, что в Первом Семинар «возврат к Фрейду» реализуется как разоблачение отклонений от психоанализа, во множестве высказанных различными авторами постфрейдовской эпохи.

Детальный анализ этих заблуждений поможет нам кристаллизовать чистый опыт психоанализа в технических работах Фрейда. Это нам еще предстоит, а сегодня я хочу забежать немного вперед и сделать небольшое дополнение к своему ответу на прекрасный вопрос Саши Генераловой. Это была целая цепь вопросов, с которых началась наше обсуждение первых глав, и которая определила русло нашей беседы. Я услышал их как вопрос: как работает и что именно делает психоанализ? Я отвечал, удерживая внимание на первом периоде учения Лакана, периоде Лакана – структуралиста. В этот период основная цель в анализе – ослабить симптом. Несомненно, цель психоанализа – дать речь субъекту. Психоанализ ориентирован на субъекта, а не на симптом, в отличии от психотерапии, которая только симптомом и занимается. Но психоаналитик всегда клиницист, и как клиницист он не может и не должен забывать о страдании субъекта. Кроме того необходимо помнить, что симптом это означающее, а это уже вотчина психоанализа. Я позволил себе сравнение отношений субъекта с этим означающим как бабочки и булавки, пришпиливающей ее и превращающей тем самым в предмет коллекционирования. Субъект влипает в это означающее, а оно служит регулятором отношения субъекта к наслаждению. И задача здесь положить симптому некоторые границы, а затем ослабить его.
Однако, сегодня в терапию часто приходят люди не обладающие четко артикулированным симптомом. Они не демонстрируют локализованного симптома, симптома выстроенного вокруг господствующего означающего, и в анализе ставится задача этот симптом сконструировать. Так и основа позднего учения Лакана – узел, который не имеется в наличии, в отличие от структуры, и его необходимо создать. Создать узел, симптом, артикуляция которого позволит удержать вместе Символическое, Воображаемое и Реальное. Там, где раньше направление психоанализа было в узнавании своего симптома и предании своей структуре большей гибкости, теперь задача заключается в том, чтобы создать свой узел, или даже сделать из себя синтом.

12 комментариев:

  1. написал и подумал, а может ли эта перемена дать нечто новое в понимании феномена Постмодерна?

    ОтветитьУдалить
  2. Постмодерн включает в себя конечно многое, самая кричащая его черта по-моему — “коллажируемость”. Иногда в неприкрытом виде и даже под соответствующим названием, а часто легко угадывается мешанина объектов, образов (означающих?), с трудом сопоставимых и как правило уже готовых, взятых из истории или у других людей,
    то есть вырванных из контекста. Микки-маус на картинке обнимает Деву Марию, музыканты помечают свои творения целым набором тегов различных стилей. На одной лекции арт-директора передовой отечественной дизайн-студии с мировой славой я услышала упражнение для создания идей, адресованное дизайнерам: чтобы изобрести нечто новое, можно объединить по крайней мере два разнородных объекта.

    Так вот получившийся коллаж, предлагаемый публике, нередко считывается как бессмыслица. И необходимо провести целое расследование, чтобы выстроить цепочку связей, при чем без помощи автора оно обычно обречено на провал (хотя вообще-то и с ней остаются сомнения). Результат такого расследования наверное можно обозначить синтомом. Это термин-изобретение?

    ОтветитьУдалить
  3. в качестве начала продолжения своего ответа, хочу предложить цитату из неопубликованного пока романа "Березка":
    " ...в университете на лекции нам авторитетно заявили, что умер даже постмодернизм.
    Мысль закрутилась, я представил документальный фильм или тематическую вечеринку: похороны постмодернизма, представил себе вдову, которая бряцая пластмассовыми браслетами из H&M растирает по лицу потекшую тушь...

    И заплаканные дети не будут спрашивать: "Папа, папа, слышишь ли ты нас?"
    — Не говорите так! — закричал перепугавшийся Постмодернизм. — Я всех вас переживу. Вы не знаете Постмодернизма. Постмодернизм вас всех еще продаст и купит. Отдайте мои деньги.

    ОтветитьУдалить
  4. В двух блестящих примерах, которые дают нам Анна и Яков, я хочу отметить два момента. Во-первых, речь идет о рынке. Этот вопрос - вопрос места искусства в обществе потребления стоит в центре множества дискуссий и стоит он остро уже много лет и решения до сих пор не имеет. По крайней мере вразумительного решения. И второе - это отношение с языком. Как Аня отмечает, на дворе время коллажируемости. Цитата из романа это подтверждает. Но коллаж, это всегда попытка создать метафору. Метафора, как вы знаете, это механизм формирования смысла и механизм необычайно важный. В пятом Семинаре мы прочитаем, что функция Имени-Отца это производства метафоры. В этой области много еще можно сказать... Кроме того, коллаж это всегда неологиз, острота, и здесь мы можем отметить наслаждение его производящего и немного ему позавидовать. Позавидовать его свободному творчеству - писать, рисовать, говорить, и иметь тем самым возможность сказать нечто новое и ранее неизвестное о себе.

    ОтветитьУдалить
  5. Еще один пример обхождения современного искусства с языком. Это небольшой кусочек из рецензии на выставку у Гельмана:
    "Казалось бы, в эпоху глобализации проблема национальной идентичности искусства должна отступать на второй, а то и на третий план. Но это довольно поверхностное суждение. На международном арт-рынке по-прежнему котируются разного рода «национальные особенности». Важно лишь грамотно их преподнести. Приблизительно таким соображением обусловлена концепция выставки «Русский пейзаж», курируемой Георгием Острецовым. Разумеется, большинство здешних работ назвать «пейзажами» можно с изрядной долей условности. Однако авторы озаботились тем, чтобы их опусы так или иначе соотносились с русской пейзажной традицией - хотя бы на уровне постмодернистских парафразов. Среди участников проекта - Георгий Литический, Ирина Корина, Людмила Константинова, Илья Фальковский, группа ЕлиКука
    На выставке «Русский пейзаж» в галерее Гельмана не найдется ни березки, ни рябинки, зато в изобилии представлены вариации на тему моркови, а также комиксы о народном бунте и полиптих со словами «мыьгг» и «фить».
    Если кто-то, взглянув на название выставки, вдруг решит, что представители контемпорари арта взялись осваивать пейзажный жанр, да еще с национальным оттенком, то следовало бы немедленно поставить диагноз: данный индивидуум страшно далек от сегодняшнего дискурса. Грубо говоря, с дуба рухнул. Ни один амбициозный художник, имея хоть сколько-нибудь отчетливые представления о современных трендах, не отправится с этюдником на косогор, чтобы запечатлеть родную природу. И даже не станет перерисовывать с фотографий виды Кремля или еще чего-то узнаваемого. Возни много, а смысла ноль. Другие задачи маячат на горизонте.
    Однако выражение «Русский пейзаж» все же поставлено в заглавие экспозиции. Как это понимать? Приблизительно так: феномен вроде бы закончился, а звучный термин от него остался. Считай, бесхозное словосочетание. Почему бы не использовать для актуальных нужд? Надо лишь придать ему расширительное толкование. Причем желательно перенести акцент со слова «пейзаж» на слово «русский». При таком раскладе концепция будет намекать на проблему национальной самоидентификации, а уж в этом вопросе наши художники давным-давно собаку съели. Главное, не комплексовать, и все получится..."
    Читать полностью: http://gazeta.ru/culture/2011/01/19/a_3496650.shtml

    ОтветитьУдалить
  6. Вопрос Анны натолкнул меня на размышления о том, что же является изобретением, а что есть крикливая бессмыслица, призванная произвести эффект. Постмодерн, это юродство XX века, наряду с "коллажируемостью", имеет еще свою долю в демонтаже метанарративов, освобождая тем самым субъекта от предзаданных , пред-взятых решений. Нет уже дедовских "правильных" решений, но есть возможность брать решение на себя, изобретать. Нет гарантий, но есть выбор. В этом присутствует творческий потенциал юродства - найти "интимное" решение, но не будем забывать о признании Другим...

    ОтветитьУдалить
  7. Вседозволенность на арт-рынке, где каждый зритель проводит личную грань между искусственностью и искусством наблюдается на ряду со схожими тенденциями на рынке торговли.
    Статья об успехе эксперимента с интерактивными ценами на товары: http://www.the-village.ru/flows/money/posts/106335-economics Тут предлагается модель, в которой покупатель сам оценивает продукт после его приобретения. Действует известное правило — самый честный способ разделить конфету — один делит, второй выбирает.
    В пределе видится утопическая картина, все товары бесплатны, каждый человек — производительный творец, а психоанализ — ископаемое.

    ОтветитьУдалить
  8. Аня отметила интересный феномен: вседозволенность арт-рынка и движение товарного рынка в ту же сторону. Я не так давно посмотрел хороший фильм "Выход через сувенирную лавку", который может стать иллюстрацией для этого процесса - процесса превращения товара в означающее и власть этого означающего на субъектом.
    Однако не надо забывать, что у искусства есть своя функция в обществе и даже если оно о нем в условиях рынка забывает в стремлении за чистым означающим, никто эту основную функцию не может отменить. Прояснить ее - вот задача.

    ОтветитьУдалить
  9. Вот тут я вступаю на шаткую для себя почву и потому прошу провести различия - товарный рынок и арт-рынок. Какую функцию выполняет означающее арт-рынок, если на рынке все товар? Если оно существует, то вводит различия.Судьба означающего в современном дискурсе - в качестве иллюстрации хочу предложить, может быть не совсем уместный пример сегодняшнего дня - как только в политике появилось означающее "русский", то на рынке появилось "Русское такси", куда набирают водителей славянской внешности.

    ОтветитьУдалить
  10. арт-рынок это особая штука. причина в том что картины, скульптуры, коллажи, объекты,а уже тем более перформансы затруднительно потреблять. колбасу можно съесть. штаны можно носить. картина прикладного смысла не имеет. однако с давних времен она представляет ценность. и ценность значительную. Лакан поднимает вопрос о функции картины и значении красоты и мы еще разберем это подробно. но мы уже можем констатировать, что рынок искусства, арт-рынок, отличается от рынка потребительских товаров. или, вернее, отличался.
    потому что в обществе потребления принципы их функционирования сближаются. поэтому так много разговоров о месте искусства в наше время. оно уже не может быть тем же самым что и сто лет назад. что же такое искусство сегодня?

    ОтветитьУдалить
  11. Попалась под руку рецензия на книгу. Попалась и поразила.
    «Галактика Гутенберга» — один из самых значительных трудов канадского ученого Маршалла Мак-Люэна, литературоведа, социолога, культуролога, известного представителя техницизма в философии культуры. Некоторые его гипотезы стали аксиомами нашей цивилизации, а целый ряд его оригинальных положений и сегодня разрабатывает современная маклюэнистика. В «Галактике Гутенберга» представлен мозаический подход к историческим проблемам. После естественности и гармоничности отношений, присущих трайбализму, наступила эпоха абсолютной власти визуализации. Главный грех западной цивилизации — создание алфавита и письменности на его основе. Возникла «галактика Гутенберга», где все грамотные люди — в той или иной мере расщепленные личности, шизофреники. Это привело к деколлективизации, детрайбализации, индивидуализму. А поощряя индивидуализм, книгопечатание в то же время порождает национализм, превращая язык как способ коммуникации в замкнутую систему. С наступлением электронной эры, символом которой является аудиовизуальная аппаратура, человеческое сознание присоединяется к замкнутой глобальной системе видеокоммуникаций. Это способствует развитию мозга, а на планете возникает прообраз новой цивилизации — электронного трайбализма, эры планетарного униформизма, или, по Мак-Люэну, «глобальной деревни». На русский язык переведена впервые; рассчитана на всех, кто интересуется философией культуры.

    ОтветитьУдалить
  12. Большая советская энциклопедия
    Трайбализм (англ. tribalism, от tribe — племя), трибализм (от лат. tribus — племя), в современной литературе и политической жизни имеет широкое содержание: сохраняющиеся архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным строем; архаичность социального развития; низкий уровень этнических процессов; враждебное отношение одной этнической группы к другой; этношовинистическая политика, направленная на предоставление льгот и привилегий этнической группе в целом или отдельным её представителям; использование этнического фактора в политических целях. Т. широко использовался и используется колонизаторами с целью ослабления национально-освободительных движений и местными реакционными политическими силами в борьбе за власть. Прогрессивные африканские деятели связывают с понятием "Т." всё реакционное, наносящее ущерб национальному единству, противопоставляют его понятию "нация", "национальный" и решительно борются со всеми проявлениями Т.
    Википедия
    Трайбализм или трибализм (англ. tribalism, от англ. tribe — племя) — форма общественно-политической племенной обособленности, выражающаяся в формировании органов государственной власти на основе родо-племенных связей. Одно из проявлений межплеменной вражды.
    Практика трибализма заключается в предоставлении привилегий выходцам из одной этнической группы при подборе и расстановке кадров в государственном аппарате и, соответственно, в ущерб остальным группам населения. Трибализм препятствует существованию демократических институтов и наносит ущерб равноправию граждан. Трибализм приводит к усилению межплеменной вражды, нередко выливающейся в гражданские войны. Гражданские войны в Руанде в 1994 году, в Сомали и Либерии были в большой степени обусловлены трибализмом.
    Трайбализм является характерной чертой обществ, находящихся в процессе перехода от племенного уклада к капиталистическому. Особое распространение трайбализм получил в африканских странах. Среди причин этого явления выделяют этническое разнообразие, устойчивость пережитков родо-племенных отношение и сложную социально-экономическую обстановку в этом регионе[1].
    Африка отличается исключительным разнообразием населяющих её народов. Формирование государств на территории Африки было проведено искусственно и преждевременно. Таким образом африканские государства вынуждены функционировать в условиях существования (господства) племенных отношений.

    ОтветитьУдалить