Начиная комментировать какой-либо текст, а в данном случае первую и вторую части Римской речи, мы должны держать в памяти несколько вопросов: кто говорит, где говорит, когда, и что говорит. И еще всегда остается вопрос: почему он это нам говорит.
На первые три вопроса ответить достаточно легко: когда – сентябрь 1953; где – в Риме на конгрессе романо-язычных аналитиков; кто – Жак-Мари Эмиль Лакан, которому исполнилось на тот момент 52 года. В это время он уже известный психиатр, автор нашумевшей диссертации «О паранойяльном психозе в его отношении к личности.» Он уже заметный аналитик, автор Стадии зеркала и изобретатель короткого сеанса. Настолько заметный, что уже избран Президентом Французского психоаналитического общества и пять лет отвечает в нем за дидактический анализ и супервизии. В июне этого года Лакан уже сложил с себя эти высокие полномочия, чтобы поддерживая четверых друзей основать Французское общество психоанализа.
Мы также можем сделать предположение о причине этой речи.
Нужно сказать несколько слов о структуре текста. Вы видите, что текст, который мы изучаем, состоит из трех частей. Он имеет структуру сходную со структурой Диссертации о паранойе, написанную двадцатью годами раньше. Первая часть и там и здесь посвящена обзору того что есть. В диссертации это обзор всех имеющихся взглядов на паранойю, в Римской речи – обзор ситуации в психоаналитическом поле. Вторая глава диссертации посвящается описанию случая в попытке добраться до сути дела. Аналогичная задача решается и во второй части Римской речи. В чем же суть психоанализа, как мы можем подойти к истине того, что мы изучаем, и о чем Лакан ведет свою речь. На что мы можем положиться, и на что ориентироваться в своих исследованиях – исследованиях бессознательного?
Здесь я хочу перейти к вопросу: что Лакан говорит, и выделить две вещи.
Первое – это лозунг Лакана, лозунг который все знают «Назад к Фрейду». Этот лозунг, который будет сопровождать Лакан всю его жизнь, своего рода его визитная карточка, и который является некоторым выводом, результатом рассуждений из первой части Римской речи: «Если психоанализ способен стать наукой и если ему не суждено выродится в чистую технику, мы обязаны его опыт переосмыслить. И самое лучшее, что мы можем для этого сделать, это вернуться к учению Фрейда» (37).
Второе – это тезис, который Лакан дает нам во второй части, и который звучит как: «Бессознательное структурировано как язык».
К этому тезису отсылает нас название главы – Символ и язык как структура и граница поля психоанализа. К нему отсылает цитата из Нового Завета – «от начала сущий как я говорю вам». Лакан осторожно подводит нас к этому тезису в первой части. Рассматривая во что превратился психоанализ, он говорит о бессознательном как об истории, как о белом пятне в истории субъекта, как об истине, которая записана в памятниках – наше тело, архивных документах – воспоминания, семантической эволюции – наш стиль и характер, традициях и легендах, следах искажений. Как видите, Лакан говорит о бессознательном как о записи, как о последствии воздействий языка на субъекта. Язык приходит к нам через речь со стороны другого. Это позволяет Лакану сказать в завершение первой части: бессознательное – это дискурс другого. Это не остается без последствий: «желание человека получает свой смысл в желании другого … потому что главный его объект – это признание со стороны другого» (38).
Однако вернемся к части второй, где Лакан анализирует образования бессознательного. Он берет первую книгу Фрейда о психоанализе – «Толкование сновидений» и говорит: «…сон имеет структуру фразы или ребуса, то есть письма…» (37). Следующая книга - «Психопатология обыденной жизни»: оговорки, описки, ошибочные действия. Лакан лаконичен: «… всякое несостоявшееся действие - … успешный дискурс…» (38). Или, иными словами, удавшаяся речь. Здесь же он говорит о нумерологии, которой посвящена одна из глав «Психопатологии…»: цифры, нумерология – это язык, который они представляют. Затем идет очередь симптома: «симптом целиком разрешается в анализе языка, потому что и сам он сконструирован как язык; он, другими словами, и есть язык, речь которого должна быть освобождена» (39). Завершает список «Остроумие и его отношение к бессознательному». Позволю себе небольшое обобщение: острота это изобретение, неологизм, который способен упразднить весь строй языка. Здесь максимальное расчленение между истиной субъекта, его изобретением, освобождающей его выдумкой, и намерением субъекта. Здесь же Лакан отмечает необходимость третьей инстанции, инстанции удостоверяющей остроту, инстанции символической – Большого Другого. Другого который представляет Закон. И здесь мы видим Лакана структуралиста: закон – это закон зыка; он проясняет связь между даром, обменом и символическим; связывает дар и слово, переход от объекта к означающему, систему брачных обменов и язык. В то время эти пояснения уместны, поскольку «Структуры родства» Леви-Строса вышли в свет только в 1949 году и идеи в них изложенные нуждаются в прояснении. Здесь же Лакан называет важнейшее означающее – Имя-Отца, которое он увязывает с фрейдовским тотемом.
В качестве заключения, я предлагаю вам следующую цитату: «открытие Фрейда – это открытие совокупности тех последствий, которые несет для природы человека его принадлежность к символическому строю, и прослеживание их смысла вплоть до обнаружения в бытии наиболее радикальных инстанций символизации» (44). И это приводит к тому, что «…на деле за ним (психоанализом) стоит серьезный труд по воссозданию человеческого смысла в скудные времена сциентизма» (58).
На этом я предлагаю закончить со второй частью Римской речи и перейти к части третьей, посвященной, как и в случае диссертации о паранойе обсуждению перспектив, обнаруживающихся за постулированием основного тезиса. Этот тезис, я напомню еще раз, - «Бессознательное структурировано как язык». Лакан говорит в начале третьей части: «возвращение психоаналитического опыта к речи и языку как своей основе сказывается на его технике». Итак часть третья, часть ориентированная на технику аналитическо практики, но затем идет Первый Семинар, который начнется через несколько месяцев, в ноябре 53-го, и который является продолжением того что начало сказываться в Риме.
* - В скобках даются ссылки на страницы билингвистического издания "Римской речи" М., "Гнозис", 1995.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьНе будет ли забеганием вперед, моя попытка обратиться назад, к Фрейду, говоря о Лакане? Тезисы - "Бессознательное структурировано как язык", а также "Бессознательное есть дискурс Другого" - афористичные по форме и глубочайшие по содержанию - содержат в себе термин "бессознательное". У Фрейда есть статья под названием "Сексуальность в этиологии неврозов", написанная аж в 1898 году, то есть, в самом начале пути, термины "бессознательное" и "сексуальное" в теории Фрейда, сопряжены. Жак Алэн Миллер, озаглавил один из параграфов XI Семинара Жака Лакана - "Сексуальная реальность бессознательного". И совершенно ничего не может быть понято у Фрейда, если не разобраться в том, какой же смысл придается термину "сексуальное", который у Фрейда далек от обыденного, очевидного понимания. И, в самом Фрейдовском стиле смещения смысла понятия при его тщательной разработке, просматривается та независимость, то скольжение означающего над означаемым, что было позже артикулировано Фердинандом де Соссюром.
ОтветитьУдалить